Милан Ла Скала

сцена ла скалаНазвание «Ла Скала» уже давно перестало обозначать конкретный театр. Это своеобразный культурный бренд, и «спеть в Ла Скала» означает для артиста, что с этого момента он получает мировое признание. Но получить приглашение в знаменитый театр – это еще не все, надо понравиться искушенной миланской публике. История театра насчитывает немало случаев, когда приглашенного артиста освистывал привередливый Милан – Ла Скала собирает не только звезд на сцене, но и настоящих ценителей музыки в своем великолепном зрительном зале. Даже великий тенор Лучано Паваротти признается, что был дважды освистан миланской публикой, а к ногам несравненной Марии Каллас как-то раз вместо цветов прилетел пучок редиски.

Театр Ла Скала был построен в 1778 году и далеко не сразу стал «колыбелью оперного искусства». В театр приходили отдохнуть и развлечься – в ложах стояли столы для напитков и игры в карты; многие зрители даже не заходили в зал, а ограничивались веселым времяпровождением в фойе с компанией друзей. На сцене шли и драматические спектакли, и балеты, выступал театр марионеток, а основным репертуаром были комические оперы-буффа, больше напоминавшие оперетту, где сценки перемежались музыкальными номерами.

Публика побогаче располагалась в ложах, а партер предназначался для бедняков – там стояли или сидели на лавках. Огромная люстра под потолком щедро поливала партер расплавленным воском, поэтому снимать головные уборы было опасно, и именно из партера летели на сцену помидоры и тухлые яйца, если выступление артиста приходилось не по душе публике.

Серьезные оперы (оперы-seria) показывали в Ла Скала во время карнавальных сезонов или приурочивали к какому-либо торжественному событию. По тем временам техническое оснащение  театра позволяло использовать необыкновенные сценические эффекты — полеты, внезапные исчезновения, дым, гром и молнии, которые были обязательными элементами серьезных оперных постановок с мифологическими сюжетами. Они настолько нравились зрителям, что постепенно комические спектакли переместились на городские площади, а театр стал исключительно оперным.

Легенды Ла Скала

Луиджи Маркези

XVIII век в итальянской опере – это эпоха bel canto. Сюжет оперы не имел принципиального значения, актерская игра была достаточно условной, а главным действующим лицом был певец, демонстрирующий виртуозность владения голосом. На сцене царили сопранисты – кастраты, сохранившие ангельскую чистоту и звонкость мальчишеских тембров, для которых композиторы и сочиняли свои оперы. Написанную композитором мелодию солист сам украшал всевозможными виртуозными пассажами и фиоритурами, и чем техничнее было исполнение, тем восторженнее относилась к певцу публика. Обожание зрителей в сочетании с регулярным исполнением ролей богов и героев иногда порождали у солистов тяжелые случаи «звездной болезни». Знаменитый кастрат Луиджи Маркези, с бешеным успехом выступавший в Ла Скала 25 сезонов подряд, под конец карьеры требовал, чтобы все выходные арии исполнялись им верхом на белом коне и в костюме императора, независимо от текста либретто и сюжета оперы.

К началу XIX века приоритеты изменились – заглавные мужские партии стали исполнять тенора, а на место сопранистов пришли настоящие сопрано. В музее Ла Скала висят рядом портреты двух примадонн того времени – Джудитты Пасты и Марии Малибран. Паста была любимейшей солисткой миланской публики, а о ее голосе Беллини говорил, что даже его (автора музыки) она заставляет плакать. Малибран же мало выступала в Италии, и была приглашена в театр Ла Скала только после огромного успеха за границей. Паста и Малибран выступили в одном сезоне и в одной и той же роли – Норме Беллини. Поклонники Пасты предвкушали оглушительное фиаско молодой певицы, но ее исполнение была настолько блестящим, а игра настолько искренней, что миланцы были потрясены. Мария Малибран умерла в возрасте 28 лет, став настоящей легендой Ла Скала.

Мария Каллас

Две другие великие примадонны встретились на сцене Ла Скала уже в ХХ веке – о соперничестве Марии Каллас и Ренаты Тебальди до сих пор ходят всевозможные слухи. Говорят, что весь город разделился на два лагеря, и потасовки между «фанатами» были абсолютно нормальным делом. Известная своим дурным характером и эпатажным поведением, Каллас была полной противоположностью Тебальди, которую Тосканини называл «певицей с ангельским голосом». Но именно на Каллас делали ставки журналисты и телевизионщики – как и сейчас, в те времена скандальные подробности личной жизни звезды только подогревали интерес публики.

Однажды, якобы с целью «узнать соперницу поближе», Каллас пришла на спектакль Тебальди и заняла центральную ложу. Увидев ее из-за кулис, Тебальди заявила, что не выйдет на сцену и не издаст ни звука, пока этот «злобный взгляд» не уберут из ложи. После долгих уговоров Каллас все-таки пересела, а потом сказала, что у Тебальди «нет стержня». «У меня есть то, чего она лишена – сердце», — ответила примадонна.

Артуро ТосканиниЛегенды и анекдоты ходят и о великом дирижере Ла Скала – Артуро Тосканини. Встав за дирижерский пульт театра в 1887 году в возрасте 20 лет, именно Тосканини сделал Ла Скала таким, каков он сейчас. Спустя всего год после дебюта молодой дирижер, нарушая устоявшиеся традиции, решает «разбавить» итальянский репертуар и ставит оперу Вагнера, чем повергает в шок весь Милан. «Ла Скала может все», — говорит дирижер, и с этого момента театр начинает новую жизнь. Тосканини отменил балет, который предварял оперный спектакль для «разогрева» публики; Тосканини запретил зрителям находиться в зале в шляпах – они мешали сидящим сзади. Он велел переделать занавес на «вагнеровский манер» — то, что занавес Ла Скала поднимался вверх, первым делом показывая зрителям ноги артистов, не нравилось ему категорически.

Тосканини был тираном и деспотом – он требовал железной дисциплины и приходил в ярость по малейшему поводу, но – великому музыканту прощали все, а оркестр своего дирижера просто боготворил. В его оркестре никогда не было женщин: «Красивая женщина будет мешать моим музыкантам, а безобразная – мне», —  объяснял этот факт маэстро.

Настоящие легенды ходили о феноменальной памяти Тосканини – впервые встав за дирижерский пульт, он закрыл партитуру «Аиды» и провел всю репетицию, ни разу не заглянув в ноты. Однажды, в день рождения, который, кстати, маэстро терпеть не мог праздновать, ему позвонил приятель и спросил: «Артуро, сознайся, сколько все-таки тебе исполняется лет – 86 или 87?». «Я не помню, — ответил Тосканини. – Я знаю наперечет все свои спектакли, концерты, записи и репетиции, а учет моим годам пусть ведет кто-нибудь другой».

Билеты в Ла Скала

театр ла скалаСамые дорогие билеты продаются на премьеры и открытие сезона – на эти спектакли приглашаются самые именитые оперные звезды, а посетить роскошные ложи театра стремятся не менее именитые и титулованные зрители. На обычные спектакли, в зависимости от места, цена колеблется от 30 до 220 евро. Сейчас, как и на многие другие мероприятия, билеты в Ла Скала можно купить через интернет. На официальном сайте театра есть афиша заявленных на сезон постановок и сервис бронирования билетов. Билеты поступают в продажу за 2 месяца до спектакля, и если вы хотите увидеть «Тоску» или «Свадьбу Фигаро», то рекомендуем посетить сайт Ла Скала в день открытия продаж, причем с утра – билеты распродаются мгновенно. Если вы не озаботились покупкой билетов заранее, то можно попытать счастья прямо перед спектаклем, записавшись в специальной «вечерней» кассе, через которую реализовываются невыкупленные или внезапно освободившиеся места. Если в «вечерней» кассе вам не повезло, то можно обратиться за помощью в… соседнюю подворотню, где предприимчивые граждане (кстати, среди них есть и наши соотечественники) продают «лишние билетики» в 2-3 раза дороже их официальной стоимости.

Снаружи величайший оперный театр Италии не производит впечатления – даже гиды предупреждают, что смотреть на него надо изнутри, а не снаружи. Для тех, кто по каким-либо причинам не может сходить на спектакль, предлагаются экскурсии – примерно за 5 евро можно посетить музей Ла Скала и заглянуть в пустой полутемный зрительный зал, который оживет вечером, впуская непременного участника любого театрального действия – публику.

На закуску

На видео запечатлен момент, как на спектакле «Аида» был освистан (правда, миланские зрители не свистят, а кричат «бууу») Роберто Аланья, которого даже Паваротти называл «одним из самых сильных теноров мира». Вместо него на сцену немедленно вышел дублер Антонелло Паломби и продолжил партию, несмотря на затрапезный внешний вид. После спектакля публика аплодировала Паломби в течение 9 минут, а оскорбленный Аланья сказал журналистам, что больше никогда не вернется в Ла Скала: «Это не театр, это римская арена».

Ссылки по теме

категории: Италия | метки: ,
  • Diva (3.05.2012  9:22) Ответить

    Очень хочу побывать здесь! К тому же, в Италию меня еще не заносило:)

Оставьте свой комментарий