Испанская архитектура

Начиная с древних времен, Испания никогда не была единым государством. Даже сейчас, когда недолюбливающие друг друга провинции почти примирились, соединившись под испанской короной, в стране официально существуют автономные области с собственным правительством, языком и традициями. История Испании — страны, очень привлекательной для завоевателей, состояла из длиннейших периодов патроната одного из могущественных соседей. Поэтому, говоря об испанской архитектуре, нельзя однозначно выделить какое-либо одно направление. Вместе с воинами на завоеванные земли приходили новые правители, которые хотели видеть в своих владениях привычные глазу постройки. Благодаря этому в сегодняшней Испании дома в мавританском стиле соседствуют с готическими соборами, а средневековые замки с античными развалинами.

Следов пребывания в Испании великой Римской империи осталось немного – пришедшие вслед за римлянами варвары почти все здания разобрали для собственных нужд, но и сейчас кое-где встречаются древние акведуки и мосты. Лучше всего сохранились сооружения того времени в городе Таррагона – это римский амфитеатр, цирк и преторий. Возрождение влияния Рима пришлось на IX-XII века, когда многие европейские страны объединились под духовной властью папы. К этому периоду относится яркий образец романского стиля — собор св. Иакова в Сантьяго де Компостела, к которому ведет знаменитый паломнический маршрут «Путь Сантьяго».

На смену романскому стилю в XIII веке приходит готика. Средние века – один из самых мрачных периодов в истории Испании, и архитектура того времени очень ярко это отразила. До сих пор мы видим устрашающе-прекрасные готические соборы, символизирующие превосходство духовного начала над всем земным. Незыблемость веры – основной постулат того времени, породивший чудовищное явление – испанскую инквизицию.

В XVII веке из невероятного сплава готики, мавританских орнаментов и итальянского барокко родился собственный испанский архитектурный стиль – платереско, отличавшийся изумительной резьбой по камню. Целые картины, вырезанные из камня, украшали фасады храмов и домов.

Испанская архитектура. Архитектор Антонио Гауди

В  конце IХХ века испанская архитектура снова заявила о себе: в Барселоне начинает работать родоначальник «каталонского модерна» архитектор Антонио Гауди. Его уникальные здания изменили облик столицы Каталонии, а собор Саграда Фамилия – самый известный «долгострой», как называют его в шутку – стал символом города. Реализация проектов Гауди стала возможной во многом благодаря его дружбе с Эусебио Гуэлем – богатым меценатом и любителем искусства. Гуэль становится его постоянным заказчиком, для него Гауди строит Дворец и Парк Гуэль, ставшие одной из любопытнейших достопримечательностей Барселоны. Никто раньше не позволял себе так свободно обращаться с цветом и формой – Гауди смело сочетает керамику и кирпич, восточные орнаменты и геометрически мозаики, вертикальные колонны и волнистые горизонтали, а яркие краски сделали этот необыкновенный парк похожим на сказочное королевство. Совместные проекты Гуэля и Гауди не были закончены – из планируемых 60 зданий построено всего три. После смерти Гуэля Парк приобрела мэрия Барселоны, сделав его культурной достопримечательностью.

Строительство собора Саграда Фамилиа началось в 1883 году и продолжается до сих пор. Гауди планировал сделать три тематических фасада, на которых должны изображаться картины Рождества, Страстей и Славы. Каждый фасад венчается 4 шпилями, а все 12 шпилей символизируют апостолов Христа. Сейчас построены 2 фасада и 8 шпилей. Уникальный облик собора родился на основе линий готических храмов, богатства мавританских орнаментов и роскоши каменных фасадов платереско. Это своего рода итог всего, что за многовековую историю страны нашло отражение в испанской архитектуре. Возможно, именно поэтому испанцы не торопятся достраивать собор, заменив многообещающим вопросительным знаком ту точку в истории архитектуры Испании, которую хотел поставить Антонио Гауди.

.

категории: Испания | метки: ,