Испания, живопись

Первым великим испанским художником стал грек Доменикос Теотокопулос — ученик Тициана, приглашенный королем Филиппом II. Испанцы были не в состоянии выговорить такое имя и стали называть его просто «грек», или el Greco. Именно под этим прозвищем вошел в историю испанской живописи великий художник XVI века. Он жил и работал в Толедо, где и сейчас хранятся многие из его полотен. Некоторые картины никогда не покидали стен храмов, для которых были написаны, и увидеть их можно только там.

В 23 года молодой художник из Севильи Диего Веласкез приезжает завоевывать столицу. Написав несколько портретов чиновников, а потом и самого короля Филиппа IV, Веласкез настолько покоряет мадридский двор, что его назначают придворным живописцем. Всю жизнь он пишет портреты членов королевской семьи, вельмож, фрейлин, шутов… Благодаря его полотнам можно составить полное представление о моде и вкусах того времени. Застывшие фигуры, неестественные позы, статика всей композиции – таков формат придворного портрета того времени. Но посмотрите на картины Веласкеза, где он избавлен от необходимости выписывать детали парадного платья – из полумрака выступают живые лица! Мы видим характер человека, чувствуем его настроение, и все время кажется, что тебя провожают взглядом кардиналы, инфанты и вельможи далекого XVII века.

Придворным художником был и великий испанский живописец Франсиско Гойя, но известен он не парадными портретами вельмож. Странная болезнь, которую перенес художник, лишила его слуха. Погруженный в абсолютную тишину, он начинает рисовать иные, странные и страшные миры, которые и сегодня поражают посетителей музея Прадо в Мадриде.

Великие испанские художники ХХ века

Пабло Пикассо, Жоан Миро и Сальвадор Дали – их обычно не сравнивают, они слишком разные и каждый из них стал родоначальником собственного направления в живописи, но в то же время многое их объединяет. Все трое стремились найти новые средства и формы для воплощения образов, но достигали этого абсолютно разными средствами: в то время как Пикассо расчленяет реальность, расслаивая ее на кубы, квадраты и прямоугольники, Миро из геометрических фигур составляет удивительные абстрактные картины. Свой собственный сюрреалистический мир с искаженными формами придумывает Сальвадор Дали и, не останавливаясь на этом, воплощает свои безумные фантазии в невероятных инсталляциях.

Все трое были признаны при жизни и очень богаты, но слава и деньги, обеспечивающие художнику свободу и вседозволенность, привели к абсолютно разным результатам. Пикассо становится коммунистом, очень хочет приехать в Советский Союз и помогает в организации своих выставок в Москве и Ленинграде. Дали возводит себя в ранг божества и строит собственный храм – невероятный дом в Фигейросе — в котором живет и работает, а автобиография Сальвадора Дали «Дневник одного гения» до сих пор вызывает интерес у психологов. Наименее эпатажно вел себя Миро, путешествуя по континентам и выполняя заказы, а в конце жизни основал Фонд поддержки современного искусства, на деньги которого был построен музей в Барселоне.

Дали никогда не уезжал надолго из своего родного города Фигейроса, а Пикассо в 1904 году переехал в Париж и так и не вернулся на родину. Там же, в Париже, несколько лет провел и Жоан Миро, а перед тем как поселиться на Майорке, много путешествовал. Но все трое не смогли остаться равнодушными к войне в Испании и событиям Первой мировой: яростный плакат в поддержку родной страны пишет Миро, Сальвадор Дали создает полотно «Предчувствие гражданской войны», а Пикассо потрясает мир «Герникой».

Великие испанские художники ХХ века – Пикассо, Миро и Дали – создали разные направления, но каждое из них стало важнейшей вехой в истории живописи и оказало огромное влияние на творчество современных мастеров.
.

категории: Испания | метки: ,