Галерея Уффици

Боттичелли, Рождение ВенерыЗнаменитая Галерея Уффици – один из самых старых музеев Флоренции. Великолепное собрание произведений итальянских мастеров от 13 до 18 веков, лучшие картины Боттичелли, шедевры Высокого Возрождения кисти Микеланджело и Леонардо да Винчи, интереснейшая экспозиция автопортретов, скульптуры, коллекция полотен Ван Дейка и Рубенса – 8000 квадратных метров, и на каждом шагу потрясающие памятники художественного искусства!

«Уффици» – означает «офисы». В 1559 году Козимо I Медичи решил построить в городе новое административное здание, в котором должны были располагаться все канцелярские службы. Для воплощения грандиозного проекта были снесены жилые кварталы, а обломки домов использовали в качестве строительного материала. По тем временам работы шли очень быстро, но Козимо I так и не увидел свой проект завершенным – здание достроили только через 20 лет, и оно стало дворцом семьи Медичи, члены которой и положили начало собранию произведений искусства.

В 1737 году последняя представительница рода Медичи, Анна-Мария Луиза выходит замуж за французского короля и покидает Флоренцию, оставив коллекцию городу. С этого момента дворец становится публичным музеем, и посетить его считается хорошим тоном среди «золотой» молодежи того времени. Гран-тур – так называлось в XVIII веке путешествие по Европе с образовательными целями, и дворец Медичи был одним из тех мест, которые занимали верхние строчки в списке достопримечательностей. Познавательный туризм был настолько популярен в то время, что даже нашел отражение в творчестве художников: на картине Иоганна Цоффани изображены любители искусства, изучающие скульптуру Венеры (точнее, определенную ее часть) в галерее Уффици.

Иоганн Цоффани, «Трибуна Уффици», фрагмент

Венера Медичи

Та скульптура, которую можно увидеть в галерее Уффици – копия. Нет-нет, не подделка, а именно копия (или «реплика», как принято сейчас говорить) другого, не дошедшего до нас шедевра, – Афродиты Книдской великого грека Праксителя. Скульптура, воспетая Плинием, считалась самой прекрасной на земле, и каждая из ее многочисленных реплик несет часть той божественной красоты, средоточием которой был оригинал.

Венера Медичи

Венера Медичи

Как утверждают древние историки, моделью для Праксителя была знаменитая афинская гетера Фрина, о красоте которой слагали легенды. Странная дружба гетеры и скульптора – именно дружба, Пракситель был примерным семьянином – продлилась много лет. Фрина позировала для Праксителя обнаженной совершенно бесплатно, хотя в Афинах было немало мужчин, готовых заплатить огромные деньги только за то, чтобы увидеть ее совершенное тело. В качестве благодарности Пракситель подарил Фрине свою лучшую, как он считал, скульптуру – Эрота, которую гетера, в свою очередь, преподнесла в дар Афинам – городу, сделавшему ее знаменитой.

Венера Медичи, как называют скульптуру из Уффици, датируется I веком нашей эры, и ее автор точно не установлен. Не так давно итальянские ученые провели химический анализ статуи и обнаружили следы краски – оказывается, волосы Венеры были золотыми, а губы – ярко-алыми. На мочках ушей мраморной богини остались небольшие отверстия – вполне возможно, что ее украшали настоящие серьги. Все это исчезло после реставрации в 1815 году, когда похищенная Наполеоном Венера вернулась обратно во Флоренцию.

Одной из самых удачных реплик Афродиты Книдской считают скульптуру в Ватиканском музее. Римская копия, хотя и изображает богиню частично одетой, настолько эротична, что порой мелькает крамольная мысль – не грешно ли находиться женскому телу такой красоты в месте, отринувшем мирские страсти.

Автопортреты художников

Орест Кипренский

Кипренский, Автопортрет

В музее Уффици есть галерея, целиком посвященная автопортретам художников – так называемый «коридор Вазари». Тематические полотна собирались сознательно и целенаправленно в течение многих лет, а начало собранию положил в XVII веке кардинал Леопольдо Медичи, приобретя для Уффици большую часть автопортретов старых мастеров, хранившихся в римской Академии св. Луки. Коллекция постоянно пополнялась за счет работ современных художников  – получить заказ на автопортрет для Уффици было необыкновенно престижно. Но и не дожидаясь заказа, многие художники преподносили свои автопортреты в дар музею, поэтому рядом с холстами великих мастеров можно увидеть и автопортреты ничем не примечательных живописцев.

В начале XIX века Флорентийская Академия впервые обратила внимание на русских художников, и «коридор Вазари» украсил автопортрет Ореста Кипренского. Позже там появились Айвазовский, Кустодиев и Марк Шагал; автопортрет Карла Брюллова изначально тоже предназначался галерее Уффици, но по каким-то причинам художник его не закончил, и картина осталась в России.

Всего в Уффици около 1500 автопортретов. Не все они являются шедеврами, но сама идея коллекции чрезвычайно любопытна. Уникальное собрание продолжает пополняться – в  2008 году итальянская галерея приобрела работу живущего в Париже русского художника Бориса Заборова, а в 2011 была оформлена отдельная экспозиция с автопортретами женщин-художниц.

Музей открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника, с 08.15 до 18.50. Билеты в Уффици можно приобрести на официальном сайте музея, стоимость одного «полного» билета 20 евро (в цену включена услуга бронирования). Заплатив дополнительно еще 7 евро, можно взять аудиосопровождение на русском языке. Билеты для молодежи и пенсионеров продаются со скидкой, а в праздничные дни галерея предлагает приятные акции – например, в день Святого Валентина можно купить 2 билета по цене одного, а 8 марта для всех женщин вход бесплатный. В 2012 году Уффици проводит «неделю искусств» с 14 по 22 апреля, в эти дни вход в музей бесплатный, а при заказе билетов через интернет надо будет оплатить только услугу бронирования.

 

категории: Италия | метки: , ,
  • Diva (3.05.2012  9:24)

    Сюда тоже обязательно хочу! Спасиб за инфу про бесплатные дни)