Артемизия Джентилески

1593-1652?

Один из серьезнейших исследователей итальянского изобразительного искусства Роберто Лонги писал об Артемизии, что она была единственной женщиной Италии, которая понимала, что такое живопись. Великих женщин-художниц действительно не много, а появление такого феномена как Артемизия в начале 17-го века, было вообще нонсенсом! Ее талант был настолько велик, что в порядке исключения девушку приняли в Академию изящных искусств во Флоренции, хотя в то время обучаться разрешалось только юношам.

Артемизия Джентилески, Мадонна

Мадонна с младенцем, 1609 г. Рим, галерея Spada

Начало 17-го века – период своеобразный. С одной стороны – уже пройдены этапы Высокого и Позднего Возрождения, утверждена победная мысль о ценности человека как личности и творца, в философии расцветает антропоцентризм, всячески приветствуется разносторонность и образованность человека, поощряются естественные науки… Однако, все вышеописанное торжество гуманистических идеалов не помешало в 1600 году сжечь на костре Джордано Бруно.

Артемизия Джентилески, Играющая на лютне.

«Играющая на лютне», 1610-1612г. Рим, галерея Spada

Под жернова этого странного времени попала и Артемизия, старшая дочь в семье известного римского художника Орацио Джентилески. Единственная из пятерых детей, девочка проявила способности к рисованию, и просвещенный отец решил дать ей соответствующее образование. Поскольку девочек в Художественные академии не принимали, Орацио отдал дочь на обучение в частную мастерскую своего друга художника Агостино Тасси. Когда 17-летняя Артемизия сообщила отцу, что учитель ее изнасиловал, то Орацио поверить в это не мог, и только после настойчивых просьб дочери подал на Тасси в суд.

Артемизия Джентилески "Сусанна и старики"

«Сусанна и старики», 1610 г. Германия, частная коллекция

В отличие от философских течений, суд в начале 17-го века гуманистическим не был. Процесс длился 7 месяцев — девушку несколько раз подвергали публичному гинекологическому осмотру и даже пытали, стараясь вырвать признание в клевете на уважаемого человека. Но Артемизия упорствовала, и суд все-таки признал Тасси виновным: его приговорили к 5 годам исправительных работ или изгнанию из Рима. Тасси выбрал второй вариант и вернулся в Рим уже через 4 месяца — говорили, что не без помощи влиятельных лиц.

Артемизия Джентилески "Юдифь"

«Юдифь, убивающая Олоферна», 1620 г. Флоренция, Уффици

Стараясь поскорее покончить с позорной историей, Джентилески-отец на второй день после отъезда Тасси из Рима выдает дочь замуж за флорентийского художника и отправляет ее к мужу во Флоренцию – с глаз долой. Каковы были отношения Артемизии с мужем, неизвестно. У художницы были поклонники, она дружила с Галилеем и Микеланджело Буонаротти-младшим, ее талантом восхищался Козимо II Медичи – кстати, именно благодаря его ходатайству молодую художницу приняли во флорентийскую Академию искусств. Но, несмотря на окружавших ее богатых и знаменитых мужчин, Артемизия жила с мужем, родила от него четверых детей (их точная судьба неизвестна, считается, что трое из них умерли в младенчестве); вместе с ним поступала в Академию и регулярно оплачивала его долги.

Артемизия Джентилески "Ангел"

«Ангел», 1613 г. Флоренция, галерея Casa Buanorroti

Если бы не финансовые проблемы, непрекращающиеся благодаря мужу, то ее жизнь во Флоренции можно было бы считать хеппи-ендом в стиле Золушки. Но, родив в 1618 году четвертого ребенка, Артемизия совсем запутывается в долгах, не выполняет заказ Козимо Медичи и, по сути, сбегает из Флоренции. Больше она туда никогда не возвращалась.

Артемизия Джентилески "Клеопатра"

«Клеопатра» 1620-1621 г. Милан Amedeo Morandorri

Начиная с 1620 года, художница много путешествует – она работает в Генуе, Неаполе, Венеции и Риме. К 1630 году она становится знаменитой, ее приглашают в Англию, ей заказывают полотна, а ее почитателями числятся не только знатные особы, среди которых Филипп IV Испанский и Чарльз I Английский, но и представители духовенства. Ее картины настолько популярны, что заказчики просят их продублировать  – так появляются авторские копии Юдифи, Клеопатры и Магдалины. В 40-е годы стиль Артемизии становится более мягким и женственным, а ее письма печальными – ей невероятно сложно в мире художников мужчин. Постепенно интерес к ее живописи начинает угасать.

Последние годы жизни Артемизия Джентилески провела в Неаполе – ее могила потеряна, а дата смерти точно неизвестна. Странная судьба для художника, имеющего множество покровителей, поклонников, ценителей и последователей. И единственное, чем можно объяснить такую странность – этим художником была женщина.

Артемизия Джентилески "Магдалина"

«Магдалина — аллегория меланхолии», 1621-1622 г. Севилья, Cathedral, Sala del Tesoro

Артемизию Джентилески сделали идолом феминизма. На основе ее биографии писали романы, сочиняли песни и снимали фильмы авторы-женщины. Ее именем названа специальная гостиница для женщин в Германии, а большинство ее работ находится в музеях Америки. Автору этой статьи феминизм чужд и не близок, и, хотя биография Джентилески действительно драматична, гораздо больше впечатляют ее картины – полные экспрессии, силы и мрачной красоты полотна настоящего Художника.

Картины Джентилески в музеях Италии

Галерея Spada в Риме: две ранние работы, написанные художницей в возрасте 16-17 лет  — «Мадонна с младенцем» и «Играющая на лютне».

Неаполь Museo di Capolodimonte: «Юдифь, убивающая Олоферна» и «Лукреция».

Casa Buanorotti, Флоренция: потрясающей красоты «Ангел» — первая флорентийская работа.

Palazzo Pitti, Флоренция: «Юдифь и служанка» и «Кающаяся Магдалина»

Uffizi, Флоренция: «Минерва» и вторая «Юдифь, убивающая Олоферна» — этот вариант картины принадлежал одной из потомков Медичи, и только в 2002 году она показала его миру, выставив в галерее Уффици.

Картины Джентилески находятся и в других странах – в Испании в музее Прадо, в Королевском музее в Лондоне, в Германии, Венгрии и Мексике. Всего художница написала 34 картины.

категории: Италия | метки: ,

Оставьте свой комментарий